Психологические аспекты изучения эзотерических теорий и практик

Содержимое статьи

Эзотерика — это неадекватное отражение реальности или что-то полезное?

При прочтении литературы, посвященной изучению феномена эзотерики, прежде всего, бросается в глаза крайняя аффективная заряженность по отношению к эзотерике, что само по себе интересно с психологической точки зрения. В зависимости от личных предпочтений ученых оценка оккультным и эзотерическим феноменам дается иногда прямо противоположная — от яростной критики до абсолютной приверженности. Например, Ю. В. Курносов считает, что

«эзотерическое знание <…> несет мощный заряд аутизма, неадекватного отражения реальности» [13, С. 41]. «Эзотерическое мышление строится по принципу “сознание само себе голова”.  Оно является аутистическим, принцип удовольствия доминирует над принципом реальности» [13, С. 49]. 

Л. В. Скворцов так же полагает, что «эзотеризм соотносится со сферой чистого воображения» [27, С. 29]. Несмотря на это, эзотеризм стремиться к научному обоснованию своих взглядов на мир, в эзотерических текстах часто используется научная терминология и методы. Наука, в том числе психология, сопротивляется этому, стремиться отмежеваться от эзотеризма и отстаивает свою территорию, при этом понимая, что от существования этого явления никуда не деться. Так, Л. В. Скворцов, используя юнгианскую терминологию, справедливо отмечает существующий парадокс —

«с ускорением роста научного знания начинает расти и его собственная эзотерическая Тень» [27, С. 26].

эзотерические практики

Точно такой же аффективный «заряд» присутствует и в отношении к эзотеризму со стороны различных направлений психологии. Представители академической психологии, когнитивно-поведенческого направления, психоанализа настроены критически и относятся к оккультным проявлениям в психике человека как к пережитку первобытного мышления, а в определенных случаях как к проявлениям душевных болезней. Психологические исследования этих направлений, посвященные функционированию оккультных практик в жизни людей, в основном выявляют характеристики мифологического мышления различных групп населения, изучают потребностно-мотивационный аспект, причины веры в магию или признаки психических расстройств  [4, 8, 11, 23, 24, 25, 29, 34].

С другой стороны, классик американской психологии У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» прагматически оценивает мистические и эзотерические учения [10]. Он позитивно относится, например, к йоге и считает, что оценивать любые верования и практики следует исключительно из их влияния на жизнь и душевное здоровье человека.

Наибольший интерес представляет взаимное влияние эзотерики и психологии. Так, К. Трэйтел в монографии «Наука для души. Оккультизм и истоки германского модерна» [36] считает, что эзотерика повлияла на становление психологии как самостоятельной научной дисциплины. Такие направления психологии, как например, аналитическая психология, трансперсональная психология и психосинтез во многом используют в переработанном виде некоторые теоретические положения и практики из эзотерических учений [30]. Использование эзотерических психотехник в различных направлениях психологии и психотерапии представлено в Таблице 1. 

Использование эзотерических психотехник

в различных направлениях психологии и психотерапии

Таблица 1

Направления психологии и психотерапии

Эзотерические психотехники

Как используются

Цель

Телесно-ориентированная психотерапия

Психодрама

Проективная игра

Катарсические ритуалы: экстатические танцы, вибрации, трансовое пение, карнавалыУпражнения, помогающие снять телесное и психическое напряжение Отреагирование табуированных чувств (агрессивных и сексуальных импульсов), невротического напряжения и тревожащих ситуаций
Трансперсональная психотерапия

Тотемическая инициация

Процедуры, в символической форме проигрывающие процесс родов.

Актуализация ранних психотравм с целью замены этого опыта на более благоприятный; преодоление страха и изменение внутренней самооценки.

Проективная психология

Психодрама

Арт-терапия

Использование фетишей (амулетов, оберегов, талисманов) — предметов, за которыми признается способность благотворно влиять на жизнь человека и защищать его от неблагоприятных событий.

Метафорические ассоциативные карты

Рисование

Опредмечивание переживания, т.е. перенесение на внешний объект эмоциональных состояний — удержание благоприятных и избавление от неблагоприятных переживаний.

Проективная психология

Аналитическая психология

Символдрама

Наделение душой (духом), энергией «мана» каждой вещи в мире.

Шаманские техники: ритуалы общения с духами. Отворот, остуда, отвязка.

Проективные методики психодиагностики (тест Роршаха)

Теория автономного бессознательного комплекса (К. Г. Юнг)

Техника активного воображения

Проецирование внутренних тревожащих факторов во вне. Определение эмоционального состояния человека, интрапсихических конфликтов, интерпретация бессознательного материала.

Гештальт-терапия

Г.И. Гурджиев и его учение «Четвертый путь»: техника «Стоп-кадр», «кристаллизация сознания»

Техники гештальт-терапии

Актуализация психических процессов; осознавание переживаний

Психологизация оккультизма

Не только оккультизм повлиял на развитие психологии, но и наоборот. Как отмечает А.Г. Сафронов, для всего современного оккультизма характерна его психологизация:

«Само базовое понятие оккультизма: освобождение, как и его противоположность карма, также получили психологическую окраску. Так, карму стали рассматривать не как систему воздаяний, а как обусловленность человека его желаниями и устремлениями, толкающими к своей реализации, а также систему установок на отношение к различным ситуациям сверхсознания. В этом случае освобождение есть устранение давления на сознание со стороны эмоциональной сферы» [30].

Если раньше оккультизм считался тайным знанием, доступным лишь посвященным, то в современную эпоху оккультные практики направлены на внутренние изменения личности и ее интеграцию и соотносятся в большей степени со школами глубинной психологии и прежде всего восходят к психоанализу.

Хотя З. Фрейд и отрицал реальность мистических феноменов и пытался найти им рациональное объяснение в специфике человеческой психики, все-таки именно с появлением психоанализа и изучением бессознательного в эзотерике наметился поворот в сторону психологизации.

Цели психотерапевтических и эзотерических практик

Цели психотерапевтических и эзотерических практик теперь выглядят почти одинаково. Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи человеку измениться таким об­разом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Чтобы изменить себя, нужно себя знать. Общей целью эзотерических практик является познание себя и управление собой. Более конкретные цели эзотерических и психологических практик представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Цели эзотерических и психологических практик

Современные эзотерические практики

Психологические практики

Развитие сознания и самосознания

Помощь в понимании своих проблем

Формирование осознанности

Свободное выражение чувств

Очищение подсознания

Устранение эмоционального дискомфорта

Формирование устойчивого внутреннего мира

Развитие умения завязывать и поддерживать межличностные отношения

Достижение внутренней целостности

Развитие навыков преодоления трудностей

Прагматическая направленность оккультного знания

С одной стороны, на современном этапе происходит психологизация оккультизма, с другой — все учения объединяет прагматическая направленность оккультного знания, т.е. знание приобретает ценность только тогда, когда может быть как-либо применено. Появилось множество оккультно-эзотерических систем (системы ДЭИР, Свияша, Попова, Синтон и др.). Эти школы не ориентированы на познание мира, но они ставят конкретные житейские задачи — как сделать так, чтобы лучше получалось «любить и работать» по словам З.Фрейда, смыкаясь, тем самым, с краткосрочными видами психологической помощи. Анализируя подобные системы, можно выделить следующие

Тенденции в развитии оккультных практик:

    1. Направленность современных оккультных психопрактик носит социально-адаптирующий характер. Тем самым, сферы психологических и оккультных практик пересекаются. Это может означать, что оккультные практики выполняют похожую функцию; либо психология и психотерапия недостаточно выполняют соответствующую функцию; либо у этих направлений разная целевая аудитория, и они могут сосуществовать друг с другом.

    2. Современные оккультные психопрактики затрагивают заметно менее глубокие слои психики. Это связано с тем, что темп жизни постоянно ускоряется, и люди не готовы использовать практики, рассчитанные на длительные сроки. 

    3. Современные оккультные и эзотерические системы в большинстве своем содержат намного меньше сакральных элементов. Это связано с ускорением жизни и вообще характерно для эпохи постмодерна в целом. [30]


      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ЗДЕСЬ


      Другие статьи по этой теме:

      Феномен эзотерики в представлениях современного человека

      Социокультурные и психологические причины обращения людей к эзотерическим практикам

      Трудности в жизненных ситуациях как причина обращения женщин к тарологу

      Особенности содержания запросов женщин к тарологу

      Социально-психологический портрет клиентки таролога


      (с) Снежана Белкина, таролог, астролог, психолог, преподаватель Таро и Астрологии

(при копировании материалов ссылка на taroclass.ru обязательна)

Может быть интересным

Отправляя данную форму, Вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта!