Содержание
При прочтении литературы, посвященной изучению феномена эзотерики, прежде всего, бросается в глаза крайняя аффективная заряженность по отношению к эзотерике, что само по себе интересно с психологической точки зрения. В зависимости от личных предпочтений ученых оценка оккультным и эзотерическим феноменам дается иногда прямо противоположная — от яростной критики до абсолютной приверженности. Например, Ю. В. Курносов считает, что
«эзотерическое знание <…> несет мощный заряд аутизма, неадекватного отражения реальности» [13, С. 41]. «Эзотерическое мышление строится по принципу “сознание само себе голова”. Оно является аутистическим, принцип удовольствия доминирует над принципом реальности» [13, С. 49].
Л. В. Скворцов так же полагает, что «эзотеризм соотносится со сферой чистого воображения» [27, С. 29]. Несмотря на это, эзотеризм стремиться к научному обоснованию своих взглядов на мир, в эзотерических текстах часто используется научная терминология и методы. Наука, в том числе психология, сопротивляется этому, стремиться отмежеваться от эзотеризма и отстаивает свою территорию, при этом понимая, что от существования этого явления никуда не деться. Так, Л. В. Скворцов, используя юнгианскую терминологию, справедливо отмечает существующий парадокс —
«с ускорением роста научного знания начинает расти и его собственная эзотерическая Тень» [27, С. 26].
Точно такой же аффективный «заряд» присутствует и в отношении к эзотеризму со стороны различных направлений психологии. Представители академической психологии, когнитивно-поведенческого направления, психоанализа настроены критически и относятся к оккультным проявлениям в психике человека как к пережитку первобытного мышления, а в определенных случаях как к проявлениям душевных болезней. Психологические исследования этих направлений, посвященные функционированию оккультных практик в жизни людей, в основном выявляют характеристики мифологического мышления различных групп населения, изучают потребностно-мотивационный аспект, причины веры в магию или признаки психических расстройств [4, 8, 11, 23, 24, 25, 29, 34].
С другой стороны, классик американской психологии У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» прагматически оценивает мистические и эзотерические учения [10]. Он позитивно относится, например, к йоге и считает, что оценивать любые верования и практики следует исключительно из их влияния на жизнь и душевное здоровье человека.
Наибольший интерес представляет взаимное влияние эзотерики и психологии. Так, К. Трэйтел в монографии «Наука для души. Оккультизм и истоки германского модерна» [36] считает, что эзотерика повлияла на становление психологии как самостоятельной научной дисциплины. Такие направления психологии, как например, аналитическая психология, трансперсональная психология и психосинтез во многом используют в переработанном виде некоторые теоретические положения и практики из эзотерических учений [30]. Использование эзотерических психотехник в различных направлениях психологии и психотерапии представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Направления психологии и психотерапии | Эзотерические психотехники | Как используются | Цель |
Телесно-ориентированная психотерапия Психодрама Проективная игра | Катарсические ритуалы: экстатические танцы, вибрации, трансовое пение, карнавалы | Упражнения, помогающие снять телесное и психическое напряжение | Отреагирование табуированных чувств (агрессивных и сексуальных импульсов), невротического напряжения и тревожащих ситуаций |
Трансперсональная психотерапия | Тотемическая инициация | Процедуры, в символической форме проигрывающие процесс родов. | Актуализация ранних психотравм с целью замены этого опыта на более благоприятный; преодоление страха и изменение внутренней самооценки. |
Проективная психология Психодрама Арт-терапия | Использование фетишей (амулетов, оберегов, талисманов) — предметов, за которыми признается способность благотворно влиять на жизнь человека и защищать его от неблагоприятных событий. | Метафорические ассоциативные карты Рисование | Опредмечивание переживания, т.е. перенесение на внешний объект эмоциональных состояний — удержание благоприятных и избавление от неблагоприятных переживаний. |
Проективная психология Аналитическая психология Символдрама | Наделение душой (духом), энергией «мана» каждой вещи в мире. Шаманские техники: ритуалы общения с духами. Отворот, остуда, отвязка. | Проективные методики психодиагностики (тест Роршаха) Теория автономного бессознательного комплекса (К. Г. Юнг) Техника активного воображения | Проецирование внутренних тревожащих факторов во вне. Определение эмоционального состояния человека, интрапсихических конфликтов, интерпретация бессознательного материала. |
Гештальт-терапия | Г.И. Гурджиев и его учение «Четвертый путь»: техника «Стоп-кадр», «кристаллизация сознания» | Техники гештальт-терапии | Актуализация психических процессов; осознавание переживаний |
Не только оккультизм повлиял на развитие психологии, но и наоборот. Как отмечает А.Г. Сафронов, для всего современного оккультизма характерна его психологизация:
«Само базовое понятие оккультизма: освобождение, как и его противоположность карма, также получили психологическую окраску. Так, карму стали рассматривать не как систему воздаяний, а как обусловленность человека его желаниями и устремлениями, толкающими к своей реализации, а также систему установок на отношение к различным ситуациям сверхсознания. В этом случае освобождение есть устранение давления на сознание со стороны эмоциональной сферы» [30].
Если раньше оккультизм считался тайным знанием, доступным лишь посвященным, то в современную эпоху оккультные практики направлены на внутренние изменения личности и ее интеграцию и соотносятся в большей степени со школами глубинной психологии и прежде всего восходят к психоанализу.
Хотя З. Фрейд и отрицал реальность мистических феноменов и пытался найти им рациональное объяснение в специфике человеческой психики, все-таки именно с появлением психоанализа и изучением бессознательного в эзотерике наметился поворот в сторону психологизации.
Цели психотерапевтических и эзотерических практик теперь выглядят почти одинаково. Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи человеку измениться таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Чтобы изменить себя, нужно себя знать. Общей целью эзотерических практик является познание себя и управление собой. Более конкретные цели эзотерических и психологических практик представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Современные эзотерические практики | Психологические практики |
Развитие сознания и самосознания | Помощь в понимании своих проблем |
Формирование осознанности | Свободное выражение чувств |
Очищение подсознания | Устранение эмоционального дискомфорта |
Формирование устойчивого внутреннего мира | Развитие умения завязывать и поддерживать межличностные отношения |
Достижение внутренней целостности | Развитие навыков преодоления трудностей |
С одной стороны, на современном этапе происходит психологизация оккультизма, с другой — все учения объединяет прагматическая направленность оккультного знания, т.е. знание приобретает ценность только тогда, когда может быть как-либо применено. Появилось множество оккультно-эзотерических систем (системы ДЭИР, Свияша, Попова, Синтон и др.). Эти школы не ориентированы на познание мира, но они ставят конкретные житейские задачи — как сделать так, чтобы лучше получалось «любить и работать» по словам З.Фрейда, смыкаясь, тем самым, с краткосрочными видами психологической помощи. Анализируя подобные системы, можно выделить следующие
Направленность современных оккультных психопрактик носит социально-адаптирующий характер. Тем самым, сферы психологических и оккультных практик пересекаются. Это может означать, что оккультные практики выполняют похожую функцию; либо психология и психотерапия недостаточно выполняют соответствующую функцию; либо у этих направлений разная целевая аудитория, и они могут сосуществовать друг с другом.
Современные оккультные психопрактики затрагивают заметно менее глубокие слои психики. Это связано с тем, что темп жизни постоянно ускоряется, и люди не готовы использовать практики, рассчитанные на длительные сроки.
Современные оккультные и эзотерические системы в большинстве своем содержат намного меньше сакральных элементов. Это связано с ускорением жизни и вообще характерно для эпохи постмодерна в целом. [30]
Другие статьи по этой теме:
Феномен эзотерики в представлениях современного человека
Социокультурные и психологические причины обращения людей к эзотерическим практикам
Трудности в жизненных ситуациях как причина обращения женщин к тарологу
Особенности содержания запросов женщин к тарологу
Социально-психологический портрет клиентки таролога
(с) Снежана Белкина, таролог, астролог, психолог, преподаватель Таро и Астрологии
(при копировании материалов ссылка на taroclass.ru обязательна)