Содержание
Памела Колман Смит «Пикси» (16.02.1878 — 18.09.1951) — художница, иллюстратор и писатель, совместно с Артуром Уэйтом создавшая колоду Таро Райдера-Уэйта.
«Она всегда была странной. Не существует страницы ее жизни, которая не переполняется романтикой…»
Несколько фактов из ее жизни могут приоткрыть загадку ее «странности».
Оригинальная внешность Памелы Колман Смит, ее почти японский разрез глаз, темная кожа и пухлые губы, а также ее интерес к ямайскому фольклору породили слухи о ее расовом происхождении.
Те, кто оставил воспоминания о ней, признаются в том, как трудно было поместить ее в пол, класс и расовые категории того времени. Уильям Йейтс (ирландский поэт, книги которого она иллюстрировала) писал, что выглядела она «точно как японка». Она даже не соответствовала возрастным нормам. Йейтс комментировал, что она выглядела как старуха, даже когда была еще очень молода.
О ней говорили как о «странной мистической девушке» и что она может быть «тронута негритянской кровью». Один из однокурсников Памелы описал ее как «странное африканское божество». Очевидно, поскольку она очень хорошо рассказывала афро-ямайские народные сказки и одевалась довольно неортодоксально, некоторые люди пришли к выводу, что в ее жилах, по крайней мере, есть немного ямайской или черной африканской крови.
Некоторые источники даже утверждали, что Памела Колман Смит не была биологическим ребенком Чарльза и Коринн Смит, а была усыновлена или иным образом приобретена ими в Англии. Но никаких достоверных доказательств всех этих утверждений нет. Предки и со стороны матери Памелы, и со стороны ее отца родились в Англии и курсировали между Англией и Америкой, начиная с 17 века.
Мать Памелы Коринна Колман выросла в артистической среде и была салонной актрисой . Она вышла замуж за Чарльза Смита (сына мэра Бруклина) и была на 12 лет старше своего мужа. Она всегда преуменьшала свой возраст, причем не на год-два, а на все 12 лет. Памела Колман Смит появилась на свет в Лондоне после 8 лет брака, когда ее матери было уже 45 лет.
Когда Памеле исполнилось 10 лет, семья переехала на Ямайку, где Чарльзу предложили работать в компании по расширению железнодорожной системы. За 4 года жизни на Ямайке Памела полюбила народные ямайские сказки и впитала удивительный мистицизм, присущий жителям Ямайки.
Впоследствии Памела напишет и проиллюстрирует несколько книг о ямайском фольклоре, в том числе «Истории Аннанси» (1902) — сборник сказок с участием традиционного африканского сказочного персонажа Паука Аннанси.
С 1889 года воспитанием Памелы занималась её тётя со стороны отца, известная актриса, исполнительница шекспировских ролей Эллен Терри. Именно Эллен дала ей прозвище «Пикси», которое так подходило этой маленькой живой девочке и так и осталось с ней на всю жизнь. Памела была близка с ее дочерью Эди: обе любили веселиться и проказничать. Памела рисовала групповые карикатуры и портреты их с Эди в образе «бесенят» Пикси и Пака. Пикси (англ. Pixie) — это небольшие создания из английской мифологии, считаются разновидностью эльфов или фей.
Элен Терри. Тетя Памелы Колман Смит
В возрасте 15 лет Памела поступила в Институт Пратта, где изучала живопись под руководством Артура Доу — художника, который увлекался японским искусством. По его мнению, картины должны создаваться как музыкальное произведение, используя как ноты цвет, форму, объем, свет и тень. Это оказало глубокое влияние на творчество Пикси Смит, обладающей синестетической чувствительностью.
Годы учебы были омрачены смертью ее матери в 1896 г. и ее собственной болезнью, из-за которой она так и не смогла получить диплом об окончании. Тем не менее, она начинает работать иллюстратором. Через 3 года умирает ее отец, и Памела остается в 21 год совсем одна.
Вероятно, Памела не понаслышке знала, что значит быть изгоем-одиночкой. Единственный ребенок в семье, она сама так и не вышла замуж и не имела собственных детей. Ее отношения с отцом, похоже, были сдержанными и не очень эмоциональными, основанными не на близости, а на приличиях, — хотя для того времени это не было чем-то необычным. На это указывают письма У. Йейтса, в которых он упоминает, как отец разговаривал с Памелой: отец всегда называл ее «мисс Смит».
Она возвращается в Англию под крыло к тете и работает у нее театральным дизайнером.
В 1901 году Пикси основала студию в Лондоне и проводила еженедельный день открытых дверей для художников, авторов, актеров и других людей, связанных с искусством. Артур Рэнсом , которому тогда было около 20 лет, описывает один из этих «домашних» вечеров и любопытный художественный кружок вокруг Памелы в книге «Богемия в Лондоне». Он увидел перед собой
Рассказывая сказки, она вплетала в свои черные волосы яркие ленты и перья, а на шею вешала длинные низки коралловых бусин. Она жила в «безумной комнате, сошедшей прямиком со страниц волшебной сказки» и больше всего напоминавшей лавку древностей.
Памела Колман Смит. Автопортрет
Пикси угощала гостей «Опаловым безмолвием».
Рецепт этого простого коктейля был примерно такой: в треть стакана красного кларета влить из сифона лимонад. Целью было получить на поверхности напитка красивую розоватую пенку. Можно добавить лед и кусочек лайма для украшения и пить через соломинку. Благодаря такой изобретательности дешевого кларета хватало на дольше. Название коктейля, вероятно, придумал Уильям Йейтс. Это ироничная отсылка к английским и ирландским поэтам того времени, часто употреблявшим в своих произведениях слова opal («опал» или «опаловый») и hush («тише!», «молчи!» и т. п.). Их так и называли «поэтами опалового безмолвия».
По всей видимости Пикси пыталась создать что-то вроде салонного общества (наследие ее матери — салонной актрисы).
В 1903 году она основала свой собственный журнал под названием «Зеленый сноп», в котором участвовали У. Йейтс, К. Маршалл, Дж. Рассел, Дж. Тодхантер и другие. Зеленый сноп выжил чуть более года, всего 13 выпусков.
Когда Памела Коулман Смит посещала Институт Искусств Пратта, она поняла, что обладает высокой степенью синестезии звука и цвета, то есть она способна визуализировать цвета и формы во время прослушивания музыки и может передавать эти визуализации в осязаемые произведения искусства. Современные психологи определяют синестезию как кроссинговер сенсорной информации. В зависимости от типа синестезии люди могут слышать цвета, видеть музыку, нюхать слова и т. д. Многие люди, особенно художники, в некоторой степени обладают этим явлением. Тем не менее, Памела обладала синестезией звука и цвета в исключительно высокой степени. Она могла создавать звуковые картины, просто неосознанно рисуя, слушая отрывки музыки. Она воплотила идеал символиста в этой области.
В июле 1908 года в журнале The Strand появилась статья под названием «Картинки в музыке». Статья включала шесть черно-белых изображений ее музыкальных картин и предоставила ей длинную цитату, в которой описывалось, как создавалось ее искусство:
Удача улыбнулась ей в 1907, когда она познакомилась с Альфредом Штиглицем, известным пропагандистом фотографии и искусства. Он выбрал ее работы для экспозиции в своей галерее. Памела представила себя Штиглицу как визионера, утверждая, что ее искусство рождается из «подсознательных энергий» ее ума, высвобождаемых музыкой. Штиглиц был заинтригован синестетической чувствительностью Пикси. В этот период она рисовала видения, которые приходили к ней, слушая музыку.
Ее работы опишут как искусство «андрогинной волшебницы, прорицательницы, которая ищет в природе космический, героический голос и находит его». Памела умела быстро, всего несколькими мазками кистью, создавать персонажей, которые действительно напоминали некоторые стили японского искусства. У нее получалось нечто почти дзэнское в своей простоте. Она вообще рисовала быстро. Подтверждением продуктивности Памелы служит письмо, которое она написала Стиглицу в конце 1907 года. Памела сообщает, что лишь за последнюю неделю она сделала девяносто четыре рисунка, и «почти все из них вполне приемлемы». Спустя два года Уэйт сможет воспользоваться ее навыками скоростного рисования для быстрого создания колоды Таро.
Работы Памелы были тепло приняты критикой, а 33 из них – куплены. Тем не менее, она всегда была вынуждена много трудиться, чтобы сводить концы с концами.
В ее ранних письмах упоминается работа над такими заказами, как расписанные вручную шкатулки и ламповые абажуры. Хотя биографы не считают ее особенно активной в финансовом плане, она одно время держала свой магазин «гравюр и рисунков» в Лондоне. Скорее всего, это дело не увенчалось успехом.
1910 год вошел в историю Таро как год создания самой известной колоды — колоды Таро Райдера-Уайта. Название колоды идет из сочетания имен издателя Уильяма Райдера, идейного вдохновителя Артура Уэйта и художника Памелы Колман Смит. Правда, имя Смит чаще всего упускается. Считается, что это из-за гендерных предрассудков.
В 1901 году по приглашению Уильяма Йейтса Пикси вступила в орден Золотой Зари и приняла магический девиз «Quod Tibi id Aliis» — «Что тебе, то и другим».
Работа над колодой началась в 1909 году. Идея принадлежала Артуру Уэйту. Он предложил Пикси Смит иллюстрировать карты. Старшие арканы в основном соответствуют своему традиционному изображению и значению. Младшие арканы в то время изображались лишь их мастью и количеством предметов. Памела привнесла свое видение в изображения арканов. Младшие арканы – это оригинальные произведения Памелы. Известно, что несколько изображений художница позаимствовала из колоды Таро Соло-Боска пятнадцатого века.
Сразу после того, как ее часть проекта Таро была завершена, в письме от 19 ноября 1909 года Памела пишет Альфреду Штиглицу, что она пришлет ему пачку карт Таро, как только они будут готовы, и что она также «пошлет некоторые оригинальные рисунки, которые могут понравиться некоторым людям «. Под «некоторыми людьми» она имела в виду «покупателей». К сожалению, местонахождение ее оригинального произведения искусства неизвестно. На данный момент, ни один из 80 оригинальных рисунков для карт не был найден. Известно, что архивы издателей Уильяма Райдера и Сыновья были полностью уничтожены во время бомбардировок Второй мировой войны; таким образом, если оригинальные рисунки были сохранены Райдером, они больше не существуют.
Горькой иронией обернулся для Пикси магический девиз «Что тебе, то и другим»… То ли Уайт за что-то обиделся на Памелу, то ли он даже не заметил ее присутствия...
Похоже, Уэйт никогда не осознавал важность работы Памелы Смит. В книге, написанной для сопровождения карт, он не упомянул ее по имени, сказав лишь, что «молодая женщина-художник» проиллюстрировала их по его указанию. Фактически, с 1901 года Памела была полноправным членом Ордена Золотой Зари, наряду с более известными членами, такими как Уильям Йейтс, Флоренс Фарр и сам Уэйт. Много лет спустя, когда Уэйт написал свою автобиографию под названием « Тени жизни и мысли» (опубликованная в 1938 году), он все так же преуменьшил ее вклад в проект. Он написал следующее:
«В те дни была самая творческая и необыкновенно экстрасенсорная художница по имени Памела Коулман Смит, который дрейфовала в Золотой Заре. Некоторым из нас казалось, что среди нас есть рисовальщица, которая под надлежащим руководством могла бы создать таро с обращением к миру искусства и внушением значимости, стоящей за символами, что придало бы им другую конструкцию, чем когда-либо снились тем, кто на протяжении многих поколений производил и использовал их для простых гадательных целей».
Колода Таро Райдера-Уайта била рекорды продаж в течение следующего столетия и заложила основание для большинства последующих колод.
Несмотря на то, что колода засвидетельствовала мистицизм, воображение, фантазию, глубокую эмоциональность, присущую Памеле Смит как художнику, несмотря на сопутствующие выставки и восторженные отзывы критиков другие ее работы не продавались, ей отказывали издатели, что стало причиной глубокой депрессии и потери иллюзий.
Она написала и опубликовала стихотворение «Одна», которое погружает читателя в ее одиночество и неприкаянность.
ALONE
Alone and in the midst of men,
Alone ‘mid hills and vallies fair;
Alone upon a ship at sea;
Alone – alone, and everywhere.
O many folk I see and know,
So kind they are I scarce can tell,
But now alone on land and sea,
In spite of all I’m left to dwell.
In cities large -in country lane,
Around the world – ’tis all the same;
Across the sea from shore to shore.
Alone – alone, for evermore.
ОДНА
Одна среди людей
Одна «меж холмов и долин»
Одна на корабле в море
Одна-одна, всюду одна
Так много народов я видела
Едва ли могу о них рассказать
Но теперь я одна – на суше и на море
Досадую на всех – одна
В огромности городов, на сельских тропках
Где бы то ни было – все одинаково
От края до края моря
Одна-одна навеки
Она не оставляла свои попытки писать и иллюстрировать книги несмотря на то, что ее работы не пользовались спросом.
Памела Колман Смит присоединилась к движению суфражисток в 1910 году. Она боролась за избирательные права женщин. Многие агитационные плакаты движения принадлежат её кисти. Кроме того, она в качестве пожертвования рисовала плакаты и жертвовала игрушки Красному Кресту во время Первой мировой войны.
Через несколько лет после издания колоды Райдера-Уэйта Памела покинула орден «Золотой Зари» и обратилась в католическую веру. В 1918 году Пикси Смит переехала в Парк Гарланд, в дом с часовней в курортном городке, в котором она организовала дом отдыха для священников. Кроме священников в доме по прозванию «Ящерица» собирались и люди искусства. Памела планировала создать колонию художников. Однако большого дохода это дело не принесло и, получив наследство от дяди, она закрыла дело и переехала из этого места.
О последних 35 годах ее жизни известно мало. Она никогда не была замужем. У нее не было ни одного наследника. Памела жила уединенно вместе со своей компаньонкой Норой Лейк. Она не получила не признания, ни славы, ни денег.
После того, как Памела Колман Смит умерла в 1951 году в Корнуэлле, она была похоронена в общей могиле, как хоронили самых бедных членов общества. Не было ни похоронной процессии, ни надгробных речей, отмечающих ее работы. В местных газетах не было некрологов. Завещание было составлено на имя Норы Лейк, но ей было нечего унаследовать, кроме долгов.
Все ее личное имущество было распродано с молотка – книги, рукописи, рисунки, холсты, украшения, даже ее личная переписка – все ушло на уплату долгов.
Памела Колмен Смит была бы забыта, если бы не было 78 картинок, известных как колода Райдера-Уэйта. Тираж этих колод уже превзошел шестимиллионную отметку. Без сомнения, Памела была бы удивлена и обрадована, если бы знала что в наши дни ее творение трогает сердца и не оставляет равнодушными миллионы людей.
Мэри Грир. «Женщины «Золотой Зари»
Кац Маркус, Гудвин Тали. Секреты Таро Уэйта — Смит: Все, что надо знать о самой популярной колоде Таро
Стюарт Р. Каплан. «Произведения искусства и времена Памелы Колман Смит»
Стюарт Р. Каплан. «Энциклопедия Таро»
Снежана Белкина — таролог, астропсихолог, преподаватель Таро и Астрологии
© при копировании материала ссылка на первоисточник обязательна